ВЕСТНИК ИРКУТСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА СО РАН

ВЫПУСК 105 май 2014 г.

   

Поздравляем с ДНЁМ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ!!!

Великий день в начале мая,
И с тем, что мирно дома спим,
Самих себя мы поздравляем,
А воинов - благодарим!

 ГДЕ ОНО « СВЯТОЕ НАШЕ ВОИНСТВО»?

 О своих впечатлениях рассказывает очевидец многих военных событий, крупный ученый геолог, лауреат премии Правительства академик Феликс Артемьевич Летников

9мая - святой день для нас, детей войны. Когда началась война, мне было 7 лет, и провел я эти грозные годы в самом пекле оккупации. Мы жили в Витебске, когда 22июня отцу, а он был офицер, пришла повестка. Мама была партийная – ей дали 5 дней, чтобы она могла отвезти детей бабушке в деревню Хотинского района.

Первое впечатление. Едем в поезде, и перед Оршей нас настиг немецкий самолет, эшелон стоит в степи, а самолет заходит раз за разом, и поливает из пулемета. Пассажиры, а это в основном женщины и дети, разбежались влево, вправо, кричат, а он стреляет. Я приподнялся, смотрю вокруг раненые и убитые, а я уже понимал, что это сделал фашист, и во мне стала подниматься ярость. Позднее, а я прожил большую и непростую жизнь и попадал в разные ситуации, но с тех пор всегда у меня вместо страха появлялась ярость. Я встал на колени и стал грозить самолету кулачком. Мама кричит «Дурак!, Ложись! Ложись!». А я встал во весь рост и поднял сжатые кулаки. После этого, конечно, получил пару оплеух и сдался. Но я навсегда запомнил это поле лежащих женщин и детей и паровоз, который судорожно гудит, как раненый зверь.

Мама отвезла нас к бабушке в деревню и дальше следующая картинка в памяти. В воротах стоит бабушка с Ванькой на руках, а перед ней молодой немец с автоматом. А вокруг мы - я ,моя сестра и Володька. Немец тычет автоматом в грудь бабушки «Мамка, млеко, мамка яйко!». А Ваня (ему 1,5 -2 года) хватается за дуло автомата и смеется. Немец бабушку отодвинул, прошел по подворью, застрелил поросенка, всех кур, связал их веревочкой и унес. Бабушка от страха за нас умом тогда умом тронулась.

Другая встреча с немцами. Собрали нас ребятишек человек 15, каждому дали по конфетке. Впереди картофельные рядки уходят вдаль, а дальше глинище, где глину добывали для кирпичей. Пьяный полицай и пьяный немец говорят «Вам дали по конфетке, а теперь бегите, считаем до десяти и начинаем стрелять, кто останется жив, тому повезло». Я бегу, что есть сил, рядом в каждом рядке - сестра и другие ребята, все бежим как в последний раз. А немцы хохочут, потом начали стрелять… К счастью, пьяные, ни в кого не попали, а мы в глинищах спрятались и ни за что нас оттуда родные вытащить потом не могли. С тех пор немецкую речь слышать не могу, ездил по всем странам, и здесь в институте много принимали делегации, но я старался обходить их стороной.

И еще помню: немцы вокруг, родителей нет. Бабушка лежит, после того случая полгода в себя приходила, а тетя Люба в Костюковичах после операции, ее надо забирать. Денег не было. И тетя Одарка взяла шмат сала, 50 яиц выбрала и пешком отправилась за сестрой. А мы остались одни и ни с чем. Это знаменательный момент. Баба Зина говорит «Кормить мне вас нечем, и идите по дворам и просите Христа ради, люди добрые, подадут. И я со своей сестренкой, младше меня, пошел побираться. Это была такая школа жизни, которую нигде не пройдешь… Люди в основном подавали, один полицай, правда, собаку натравил, я отбивался. Но у меня, как у собаки, выработалось чувство – поднимаю глаза, смотрю и сразу вижу: подаст или не подаст. И это чувство тоже осталось у меня на всю жизнь « Этот не подаст». Внутренний голос говорит «Ну что ты, может он хороший», но я никогда не ошибался.

Рядом с нашей деревней была река и дальше партизанский край. И когда Красная армия подходила, немцы решили дотла выжечь все селения. И партизаны понимали, что надо людей спасать. Помню, ночью нас разбудили. И в повозки на коровах (в войну корова была большая ценность, на них и пахали и все возили). Надо было быстро пересечь шоссе. Мы успели до прихода немцев, и подошли к реке, за которой начинался партизанский край. Все мосты сожжены, но наброшены бревна и доски, по которым могли бы пройти телеги.

И вот мы в отряде. Партизаны заняты своим делом, и мы начали обживаться – построили шалаши из тонких деревьев, укрыли ветками. Хорошо, что у нас была корова и теленок – все пропитание. И вдруг - немцы подошли и из легких минометов начали расстреливать наш стан. Главное тогда было - спасти корову и теленка. Вглубь леса загнали и вдруг слышим «Ура! Ура!». Это отряды Красной армии подошли ! Радость необыкновенная! Помню, въезжаем в свое село, справа речушка, а слева кузня, она цела, дальше два дома сгорело, поворачиваем на нашу улицу - через один дома горели, но наш, к счастью, цел, правда, в нем все разорено.

Отец погиб в 1943, а маму направили политруком в госпиталь. Родственница потом рассказывала, когда мама перевозила раненых через Волгу, их разбомбили, и мама в холодной воде спасала людей. Потом воспаление легких, астма. И когда Красная армия освободила наш район, она отпросилась из госпиталя и поехала нас искать, не надеясь застать в живых. Она нас и подняла, выходила.

В войну насмотрелся на все и хочу выделить главное – сплоченность народа, взаимопомощь. И нас маленьких сколько раз, рискуя жизнью, спасали и от голода уберегли - хоть одну бульбу ( а другого и не было), но подавали. Народ был сплочен, и партизанское движение опиралось на людей.

В войну погибали всегда лучшие, 20 век - это черный век русской интеллигенции. Война, революция. Опять война… Надежда на новое поколение. Ученые раскрыли русскую загадку, она, оказывается в том, что русские возрождались каждый раз потому, что женщины русские носители лучшего, нравственности. А интеллигенция это самое лучшее, что общество рождает. Об этом стихи Окуджавы:

Честность, благородство и достоинство -

Вот оно святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен,

Может, и не станешь победителем

Посвяти ему свой краткий век

Но зато умрешь как человек

 КОСМИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ ВЕДЕТ ИРКУТСК

МОСКВА, 7 апр — РИА Новости. "Космический грузовой корабль "Прогресс М-22М" отстыковался от Международной космической станции, сообщил в понедельник представитель Центра управления полетами. До 18 апреля корабль будет находиться в контролируемом автономном полете для прохождения научного эксперимента "Радар-Прогресс". Постановщиками эксперимента "Радар-Прогресс" выступают Институт солнечно-земной физики Сибирского отделения Российской академии наук, РКК "Энергия" и ЦУП ФГУП "ЦНИИмаш". "

Речь идет о научных исследованиях, которые проводят с предприятиями Роскосмоса ученые Института солнечно-земной физики Сибирского отделения Российской академии наук. Начиная с 2006 года, иркутские астрофизики проводят активные космические эксперименты (КЭ), которые сначала назывались «Плазма-Прогресс», а с 2010 года «Радар-Прогресс». В КЭ задействованы транспортные грузовые корабли (ТГК) серии "Прогресс" и наземный комплекс уникальных научных установок ИСЗФ СО РАН оптико-электронного и радиофизического мониторинга околоземного космического пространства. В его составе: единственный в России радар некогерентного рассеяния; сравнительно недавно созданный оптический инфракрасный телескоп АЗТ 33ИК в Саянской солнечной обсерватории; ионозонды вертикального зондирования ионосферы: DPS-4, и разработанный сотрудниками ИСЗФ СО РАН моностатический ЛЧМ ионозонд; УКВ интерферометр для приема радиосигналов бортовых передатчиков космических аппаратов; оптический комплекс для фотометрии свечения ночного неба; магнитометрический комплекс: стационарные приемники, установленные на всех обсерваториях института, и мобильные разворачиваемые в магнитосопряженной подионосферной точке; приемные станции GPS/ГЛОНАСС.

«Первый эксперимент был проведен, когда "Прогресс" был пристыкован к международной космической станции, - рассказывает и.о. зам. директора и заведующий лабораторией ИСЗФ СО РАН к.ф.-м.н. Виталий Викторович Хахинов.- Но это слишком большое сооружение и поэтому каких-то ожидаемых эффектов, мы не получили. С 2007 года договорились с Роскосмосом, что будем проводить эксперименты после того как «Прогресс» выполнит свою основную миссию - доставит груз и заберет мусор со станции. Перед его затоплением в океане корабль на 5-6 дней будет предоставлен в наше распоряжение.

Цель проведения экспериментов – определение пространственно временных характеристик плазменного окружения космического аппарата во время работы бортовых жидкостно-реактивных двигателей. И еще надо получить характеристики ультракоротких сигналов бортового передатчика. По нашей просьбе стали включать бортовой радиопередатчик, с момента, когда он начинает появляться на радиогоризонте. В последнее время мы стали изучать и магнитометрические данные»

 «Волшебным зеркалом Земли» называют ионосферу. Это переходная область от Земли к космосу, ионизированный слой, защищающий нашу планету от жестких излучений и знания о процессах, происходящих в ней, представляют огромный интерес для человечества. Это плазма, которую нельзя смоделировать в лаборатории. За эти годы множество новых явлений обнаружено в ней. Но многие процессы еще остаются загадкой и ученые лишь на пути к пониманию механизмов их происхождения.

Иркутяне давно ведут такие исследования. Но они не пионеры в изучении влияния космических аппаратов на ионосферу. Американцы при запусках Шатлов проводили подобные эксперименты на своих радарах некогерентного рассеяния. Но, если в наших КЭ сжигалось от 8 до 11 кг топлива, то у американцев –до 830 кг. При таких экспериментах в ионосфере образуются огромные области с пониженной концентрацией электронов, которые могут существовать от часа и более – электроны как бы, выметает из космической плазмы и как происходит их восстановление, пока неясно. Результаты работ и иркутян и американцев опубликованы в интернете и можно сравнивать показатели.

 «В настоящее время выполнено 14 сессий КЭ, - продолжает Виталий Викторович,76 сеансов проведено. От сеанса к сеансу меняется тип двигателя. Все это происходит в зоне ответственности Иркутского радара некогерентного рассеяния. И, наконец, проводим сеансы с направлением скорости выхлопной струи на наш УКВ-интерферометр, который расположен в Тункинской долине. Здесь мы развернули 8 антенн для приема радиосигналов бортового передатчика "Прогресса".

Эксперименты, которые мы проводим, относятся к активным космическим экспериментам. Исследуется активное воздействие выхлопных струй космического аппарата на ионосферную плазму. Сама ионосфера для нас является космической лабораторией для изучения плазмы. На Земле, чтобы получить плазму, строят Такомаки, в которых создают плазму и удерживают на доли секунд. В нашем случае ионосфера- плазма, которую можно изучать длительное время. При этом, в наших сеансах мы знаем, что генератором возмущения в ионосфере являются выхлопные струи бортовых двигателей, которые включаются по согласованию с центром управления полетов от 5 до 10 секунд.

Иркутские физики даже создали фильм, чтобы представить первые результаты, полученные на разных высотах. После того, как двигатели грузовика включаются - на 40% концентрация электронов в ионосфере уменьшается. Потом это все восстанавливается – «дыра» живет 15-20 минут. А есть сеансы, в которых нет снижения концентрации электронов. С чем это связано? Ученые сейчас разбираются - вполне возможно влияли ветра.

«Видите, на диаграмме уровень сигнала прописался с резким понижением амплитуды, поясняют ученые. - Это означает, что на пути радиолокационного сигнала возникла какая-то ионосферная неоднородность. В последние годы мы изменили сам сигнал - не на всех экспериментах площадь рассеяния меняется. Провели также проверку без включения двигателя.

А это цифровой ионозонд, который тоже наблюдает неоднородности. А это GPS-технологии, приборы есть и в Иркутске, но мы выезжаем и еще 4 станции ставим в обсерваториях и вблизи Аршана - по орбите пролета «Прогресса».

Вот результат, полученный в 2010 году 1-2 сентября на инфракрасном телескопе. Телескоп ведет «Прогресс», вот происходит выброс топлива, и мы видим «светящийся хвост». При этом звезды-черточки как бы пролетают мимо. Две картинки при проведении эксперимента мы зарегистрировали. Причем, их можно видеть и невооруженным глазом и принять за НЛО».

 Что же дают эти эксперименты?

-Изучение процессов в ионосфере при каком-то конкретном заданном воздействии. Это позволяет моделировать процессы. Мы видим, сколько «дыра» живет, чем заполняется и почему концентрации в какой-то момент выше, словно возникает всплеск. Изучение таких состояний ионосферы очень важно.

Последнее время мы проводим также магнитометрические наблюдения. Где бы не летел «Прогресс», он пересекает геомагнитные силовые линии, которые упираются в Землю. Мы посчитали, где они будут пересечены. Вот точки, куда мы ездили, причем, всегда в разных местах. Установили и зафиксировали магнитные колебания.

Фотометрические измерения год назад были получены. Зафиксировали во время включения двигателей светлое пятно – отражение солнечного света от «Прогресса». Спустя 22 мин, за ним летела МКС, но дала только трек (прочерк). Это показывает, что эти эффекты можно наблюдать только при работающем двигателе. Любая передача энергии приводит к тому, что электроны уходят на другие орбиты. Но ненадолго и когда возвращаются, они эту энергию должны отдать в виде квантов света. И поэтому мы наблюдаем свечение».

 «ИЗУЧАЯ МИР РАСТЕНИЙ»

Малая Школьная Академия при Сибирском институте физиологии и биохимии растений Сибирского отделения РАН была основана в семидесятых годах прошлого столетия. Учащиеся иркутских школ, в основном из Академгородка, посещали научно-популярные лекции по проблемам биологии и физиологии растений, в которых научные сотрудники института знакомили школьников с достижениями отечественной и зарубежной науки. Некоторые ребята, посещавшие Малую школьную академию, в дальнейшем связали свою жизнь с биологией и научной деятельностью.

Современная история Малой школьной академии началась с 2004 года. Тогда в очень непростые для всей российской науки времена, впрочем, как и сейчас, продолжал крайне остро стоять вопрос о сохранении научных школ, о передаче отточенных десятилетиями научно-исследовательских методологий молодому поколению. Тогда ученые института пригласили школьников, чтобы рассказать им о современной молекулярной биологии, генной и клеточной инженерии, трансгенезе и тайнах энергетики клетки, об уникальной флоре и фауне Прибайкалья, об удивительном мире, скрытом в почве, о жизни леса, о законах, которым подчиняются экосистемы, и какими могут быть последствия, когда человек эти законы нарушает.

С тех пор кроме регулярных встреч в институте, традиционными стали «Дни открытых дверей» - ознакомительные экскурсии по лабораториям института, где учащиеся своими глазами могут увидеть работу исследователей на современном научном оборудовании.

И недавно в Сибирском институте физиологии и биохимии растений СО РАН состоялась очередная ежегодная, девятая по счету, конференция «Изучая мир растений». К участию в ней были приглашены учащиеся с 1 по 11 класс. Школьники проводят исследования и готовят доклады под руководством научных сотрудников Института и своих учителей.

С приветственным словом к участником конференции обратились замдиректора СИФИБР д.б.н., профессор Геннадий Борисович Боровский - куратор Школьной комиссии в дирекции института, к.б.н ученый секретарь Татьяна Васильевна Копытина, Марина Гавриловна Соколова– председатель Школьной комиссии и координатор МША, к.б.н. Максим Анатольевич Раченко– начальник Фитотрона и Оранжереи. Представители дирекции рассказали о многолетних традициях МША в СИФИБРе, поддержали интерес ребят к исследованиям растительного мира, пожелали школьникам дальнейших успехов в изучении природы и пригласили на следующий год на десятую юбилейную конференцию МША СИФИБР СО РАН.

В этом году с докладами на конференции выступили более 30 человек из городских и районных школ и лицеев. Традиционно активными стали школы № 19 и 24, расположенные в Академгородке.

«Школьников было очень приятно слушать, как маленьких, так и старших, – рассказывает председатель конференции научный сотрудник к.б.н. Анна Турская. – Младшие подошли к работе очень творчески. Например, авторы докладов о пользе меда (Хомутовская СОШ №1) привезли с собой макет улья и показали его устройство, в рамках доклада о декоративных тыквах (Грановская НШДС) были продемонстрированы эти самые тыквы, самостоятельно выращенные ученицей 4 класса».

6-классница Татьяна Новикова (СОШ №19) в докладе рассказала о своем увлечении насекомыми. Более 3 лет в домашних условиях школьница разводила сначала бабочек, а затем жуков, стрекоз и муравьев, наблюдала за их развитием и поведением. «Было бы очень хорошо, если бы люди были такими же организованными, как муравьи», – резюмировала Татьяна свое сообщение.

Самым юным участником конференции стал первоклассник Лев Степанов (СОШ №19). Под руководством папы, научного сотрудника института он подготовил доклад о растениях рода Вольфия – самых маленьких цветковых растениях на планете.

«Что касается докладов старшеклассников, то они были сделаны уже на уровне научных, – говорит Анна Турская. – Среди участников можно отметить, например, 10-классницу Полину Скрыпник и ее доклад «Влияние источников углерода в среде на динамику образования биопленки фитопатогенной бактерией». Полина интересуется биологией, недавно она заняла второе место на Международной научной студенческой конференции в новосибирском Академгородке и получила приглашение пройти обучение в Летней школе. Также интересный доклад был у ученицы 10 класса Дарьи Сыроватской, она рассказывала о влиянии бактерий на рост и развитие растения в присутствии нефтепродуктов. Обе девочки учатся в 24-й школе, у увлеченного педагога Людмилы Валентиновны Бубновой».

Как рассказали организаторы конференции, по 4-5 докладов экологической тематики ежегодно представляют учащиеся школы № 66, руководитель Татьяна Михайловна Быченко – кандидат биологических наук.

Еще один участник – Дмитрий Ященко, ученик 11 класса лицея Усолья-Сибирского – выступал на конференции СИФИБР СО РАН уже в седьмой раз. Его исследования посвящены выращиванию картофеля на приусадебном участке. Юноша говорит, что сотрудники Института всегда очень доброжелательны, поэтому он с большим удовольствием участвует в конференции МША.

Основной целью конференции является привлечение школьников к естественным наукам, бережному отношению к природе, привитие интереса к исследованиям и поиску новых знаний. Организаторы мероприятия надеются, что в будущем часть этих школьников свяжет свою жизнь с биологией и научными институтами.

ПРОЕКТ СИФИБР СО РАН и НИ ИрГТУ ПОЛУЧИЛ ГРАНТ 400 тысяч рублей

Проект, подготовленный при участии ученых Сибирского института физиологии и биохимии растений СО РАН, стал одним из лучших на региональном конкурсе «УМНИК» (участник молодежного научно-инновационного конкурса) в Иркутской области. Из 20 заявок, представленных на конкурс, было выбрано 8 победителей.

Совместный проект НИ ИрГТУ и СИФИБР СО РАН «Технология очистки нефтезагрязненной территории на основе природных микроорганизмов в условиях климата Иркутской области» представляла студентка 3 курса ИрГТУ Алена Афонина. Со стороны СИФИБР СО РАН над подготовкой проекта работали сотрудники лаборатории фитоиммунологии: и.о. заведующего лаборатории д.б.н. Юлия Александровна Маркова и ведущий технолог Марина Сергеевна Третьякова.

Ученые отмечают, что современные технологии, применяемые при утечке нефти несовершенны, и имеют недостатки, в частности, не обеспечивают полного удаления загрязняющих веществ из почвы. Разрабатываемая технология очистки почвы заключается в биотехнологическом восполнении бактериального биоценоза, способствуя самоочищению почвы. В качестве главного материала используются аборигенные углеводородокисляющие микроорганизмы, а не традиционно применяемые музейные штаммы.

«Цель проекта – поиск микроорганизмов-деструкторов, которые бы разлагали нефть в условиях низких температур Сибири, – рассказывает Марина Третьякова. – У нас уже есть несколько микроорганизмов, мы их выделили из загрязненных почв в поселке Тыреть Иркутской области, где в 1993 году произошла авария на нефтепроводе и вылилось примерно 14 тонн нефти. Первый этап проекта – это выделение психрофильных аборигенных штаммов, деструкторов нефти, а дальше мы предполагаем разработку технологии очистки почв с использованием этих микроорганизмов».

Авторы проектов-победителей получат гранты в объеме 400 тысяч рублей на продолжение исследований (по 100 тысяч каждые полгода в течение двух лет).

Ранее проекты СИФИБР СО РАН уже дважды побеждали на конкурсе «УМНИК». Так, весной 2013 года в число лучших вошел проект «Разработка рецептуры фиточая на основе лекарственных грибов и байкальских трав» , а осенью 2013 – проект « Разработка комплексной технологии по увеличению эффективности работы теплиц в условиях Сибири» .

КУРСЫ ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА

Сотрудники Оранжереи Сибирского института физиологии и биохимии СО РАН разработали курс ландшафтного дизайна для садоводов и дачников. Слушателей курса научат оформлять участок по правилам композиции, цветового сочетания и баланса.

Практикующий архитектор расскажет, как своими силами практично и недорого выложить дорожки, создать пруд, расположить малые архитектурные формы на небольшом пространстве. Квалифицированный биолог познакомит слушателей с разнообразными растениями, которые можно использовать в оформлении загородного дома, научит, как правильно сформировать клумбу и ухаживать за ней.

Курс, рассчитанный на три дня, проходит на базе Оранжереи СИФИБР СО РАН. Занятия начинаются по мере формирования групп и идут по выходным. К заключительной встрече со специалистами слушатели готовят собственный дизайн-проект участка, который затем обсуждают с архитектором.

Осенью в СИФИБР СО РАН планируют открыть дополнительные курсы по овощеводству и плодоводству.

Более подробную информацию о курсах можно получить в Оранжерее по телефонам: 42-60-25; 8-914-893-94-59.

************

Выпуск подготовлен пресс-центром ИНЦ СО РАН

Редактор Галина Киселева

galina@kiseleva.irk.ru тел.: 51-35-26

Юлия Смирнова

smir nova@isc.irk.ru тел.: 45-31-34